Идет отправка сообщения

Запись
на консультацию

Передавая свои данные вы соглашаетесь с
Политикой конфиденциальности

Максим Зубрий

психолог

Как выбрать психолога?

Эта статья написана на основе личных наблюдений и многочисленного общения с коллегами. Может быть полезна людям, которым нужна психологическая помощь, но они не знают, как выбрать специалиста. Для облегчения этой задачи, мною предложен ряд маркеров. Приятного прочтения.

1. Имя. Псевдонимы и клички нужны рок-звездам, супергероям и собакам. Психолог использует только свое имя, в паспорте которое. Специалист не играет роль и не строит из себя разных персонажей. Если ли вы видите в профиле человека псевдоним или кличку, стоит держаться подальше, так как он делает ставку на имидж, а не на профессиональные навыки, что является тревожным звоночком. Вы бы легли под нож к хирургу, который называет себя Валя Крэйзи, Серж Чумной или Ашвани Бодхисатва (будучи голубоглазым блондином)? Если да, то смело пропускайте этот пункт.

2. Фото. Если вы ищете специалиста в открытом поиске или социальных сетях, то в его профиле должны быть качественные фотографии с минимумом обработки или вообще без нее. Много селфи, фото с фильтрами или отсутствие качественных фотографий может указывать на проблемы с самопрезентацией, неуверенность или несерьезное отношение человека к своему ремеслу. Если специалист хороший и зарабатывает нормально, то он вполне способен оплатить услуги профессионального фотографа, ну или попросить о помощи знакомого любителя. Если же, он неспособен на это, то стоит подумать, в силу каких причин?

3. Представление услуг. На сайте или странице специалиста обязательно должно быть указано, какие услуги он предоставляет и за какую сумму. Если данная информация отсутствует, а ее место занимают мемы, шутки, видео с котиками или какие-нибудь цитаты, то я рекомендую подумать над своим выбором еще немного.

4. Знание этических принципов. Вы можете прямо спросить об этических принципах работы специалиста. Неспособность ответить или уклончивые и размытые ответы являются очень нехорошим сигналом. Без четкого знания этических принципов и понимания как они работают, работа психолога не только невозможна, но и может быть небезопасна

5. Утверждение, что человек владеет мегасекретными, гипертайными и супероригинальными методиками, которые позволят вам обрести уверенность в себе, гармонизировать личность, стать половым гигантом, излечить рак и полететь в космос без ракеты. Это чушь. Если человек действительно разработал что-то уникальное, то почему он не запатентовал его и вместо того, чтобы стать ученым с мировым именем и попивать коктейли на каких-нибудь Сейшелах, рекламирует свои чудо-методики в интернете?

6. Тарологи-психологи, нумерологи-психологи, православные психологи, астрологи-психологи и прочие. Это НЕ психологи. Ни астрология, ни православие, ни таро (за исключением юнгианского направления), ни нумерология не имеют никакого отношения к психологии вообще. Таких направлений в психологии не существует и никогда не существовало. Все вышеперечисленное это любо заведомый обман, либо самодурство, либо попытка усидеть на двух стульях. Вы же не стали бы пользоваться услугами хореографа-слесаря, пианиста-повара или канатоходца-штукатура?

7. Раз уж зашла речь о направлениях. Психолог всегда может четко ответить к какому направлению он принадлежит и в каком подходе работает. Это базовые вещи, которых психолог не может не знать. Если специалист не может ответить на этот простой вопрос, то смело ищите другого.

8. Простые ответы на сложные вопросы. Если человек утверждает, что точно знает, что нужно всем мужчинам, женщинам или кому-либо еще, он обманывает либо вас, либо себя, либо сразу всех. Если бы эти ответы действительно соответствовали реальности, такие профессии как психолог, психотерапевт или психиатр были бы не нужны. Этот мир был бы прост и понятен. Как вы можете заметить, это не так.

9. Использование в лексиконе специалиста мерзких неологизмов вроде «РСП», «алень», «омега», «низкоранговый самец/самка», «токсичный человек» и прочей ахинеи. Уважающий себя специалист никогда не станет использовать подобный новояз. Представители же альтернативной инстаграм-тикток-психологии по определению специалистами не являются.

10. Желание угодить всем. Хорошему специалисту не нужны все клиенты мира, ему достаточно своей клиентской базы. Нарочитая благообразность, «хорошесть», показная безоценочность, «всепринятие» специалиста может указывать на неуверенность, некомпетентность или жадность. Использование дешевых маркетинговых ходов вроде «твой психолог» является напрочь избитым и потенциально ставит специалиста ниже клиента. Впрочем, то же касается напускного цинизма, излишней критики и категоричности. Вообще что-либо нарочитое должно настораживать.

11. Психолог на пол ставки. Важно понимать одну простую истину – для того, чтобы хорошо овладеть каким-либо ремеслом, требуется много времени и сил. А для того, чтобы овладеть им в совершенстве, может не хватить и жизни. Попытка усидеть на десяти стульях сразу обречена на провал. Если самоназванный специалист наряду с психологическими, предлагает еще какие-либо услуги, то это не специалист. Дескать, я вас проконсультирую, укладку сделаю и плитку в ванной положу, возьму недорого. Психологом может называться только человек, который зарабатывает деньги только психологией.

12. Дурацкие дежурные советы и фразы по типу «полюби себя», «судьба не посылает больше, чем ты можешь вынести», «мысль материальна» и все в таком же духе. Жаль, если он в это верит, и кратно жаль, если в это поверите вы. Цените свои деньги, время и силы.

13. Попытка выдать себя за гуру. Мало того, что это выглядит жалко (за редким исключением), так это еще и крайне неэффективно. Конечно, если сделать все грамотно, то можно собрать свою аудиторию почитателей и последователей. Но это уже не про психологию. Психолог, в первую очередь, это специалист, ровно как врач, слесарь или сантехник. Его ценность, как и в случае с другими, определяют навыки и знания, а не раздутое эго.

14. Недомолвки, уловки, уход от ответов на вопросы. Отношения между психологом и клиентом должны быть прозрачными для обоих. Оба должны четко представлять, что и зачем они делают и какую роль выполняют.

15. Наличие трюизмов. Трюизм – это очевидная истина или банальность в утверждении. Это может указывать на то, что человеку написать о себе, в общем-то нечего, поэтому он решает написать хоть что-то. Например, если специалист в описании пишет, что он принимает клиентов вне зависимости от их пола, национальности или вероисповедания, то возникает логичный вопрос: а что, другие специалисты поступают иначе? Я, к примеру ни разу не видел на двери кабинета психолога табличку «черным, иудеям и рыжим вход воспрещен». Во всяком случае, пока что.

Надеюсь, вам была полезна информация, изложенная выше. Желаю удачи в поиске хорошего специалиста.